Федеральный закон 166 О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ
“О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 28 июня, 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 29 июня 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля, 5 декабря 2017 г., 26 ноября, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 26 июля, 16 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

20 декабря 2004 года

Определяются правовые основы деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов, под которыми понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Устанавливается дифференцированный правовой режим водных биоресурсов, в соответствии с которым должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных биоресурсов, обитающих в обособленных водных объектах (они могут находится также в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности).

Одним из основных принципов является платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства. К таким запретам, в частности, относится запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов, виды разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов и др.

Право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания удостоверяется разрешением.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 23 декабря 2004 г. N 241, в “Российской газете” от 23 декабря 2004 г. N 284, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5270

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., за исключением пункта 8 статьи 16 изменений, вступающего в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2018 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2018 г. и с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 445-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ)

Тип документа: закон

Дата принятия: 20.12.2004

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) водные биологические ресурсы (далее – водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

2) анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

3) катадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

4) трансграничные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;

5) трансзональные виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;

6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных – виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;

7) сохранение водных биоресурсов – поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

8) добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

9) рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов;

10) промышленное рыболовство (далее также – промысел) – предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов;

11) прибрежное рыболовство – промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации;

12) общие допустимые уловы водных биоресурсов – научно обоснованные величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретных видов в рыбохозяйственном бассейне или районе промысла;

13) квота добычи (вылова) водных биоресурсов – часть общего допустимого улова водных биоресурсов;

14) доля в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства – часть общего объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;

15) рыбопромысловые суда – суда, используемые для осуществления рыболовства, в том числе суда для приемки, переработки, перегрузки, транспортировки, хранения уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки, а также для снабжения топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами;

16) любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;

17) рыбоводство – выращивание рыбы, других водных животных и растений;

18) промышленное рыбоводство (аквакультура) предпринимательская деятельность по выращиванию рыбы, других водных животных и растений;

19) разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов – документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) определенного объема водных биоресурсов.

Статья 2. Основные принципы законодательства о водных биоресурсах

1. Законодательство о водных биоресурсах основывается на следующих принципах:

1) учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

2) приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов;

3) приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов, согласно которому добыча (вылов) особо ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

4) установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, в соответствии с которым при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы;

5) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

6) учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения;

7) предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, общедоступна любому лицу;

8) разделение функций управления федеральной собственностью на водные биоресурсы и осуществления контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому полномочия на управление федеральной собственностью на водные биоресурсы и полномочия на осуществление контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти;

9) платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Иными федеральными законами могут быть установлены другие принципы законодательства о водных биоресурсах, не противоречащие принципам, установленным настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство о водных биоресурсах

1. Законодательство о водных биоресурсах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

6. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Читайте также:  Какое оптимальное атмосферное давление лучше для рыбалки?

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о водных биоресурсах, применяются правила этих международных договоров.

Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством о водных биоресурсах

1. Законодательством о водных биоресурсах регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2. Договорные обязательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством.

Статья 6. Сфера действия законодательства о водных биоресурсах

Действие законодательства о водных биоресурсах распространяется на:

1) внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

2) рыбопромысловые суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Статья 7. Участники отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 8. Объекты отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Объектами отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются водные биоресурсы и среда их обитания.

Статья 9. Оборотоспособность водных биоресурсов

1. Оборот водных биоресурсов осуществляется в той мере, в какой он допускается настоящим Федеральным законом.

2. Водные биоресурсы, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, могут переходить от одного лица к другому лицу в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 2. Права на водные биоресурсы

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы

1. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Водные биоресурсы, обитающие в обособленных водных объектах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

Статья 11. Право пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Ограничение права пользования водными биоресурсами

Право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Прекращение права пользования водными биоресурсами

1. Право пользования водными биоресурсами прекращается:

1) по истечении срока пользования водными биоресурсами;

2) по соглашению между пользователем водными биоресурсами и лицом, предоставившим право пользования водными биоресурсами;

3) в случае возникновения условия, которое предусмотрено разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или договором пользования рыбопромысловым участком и с возникновением которого прекращается право пользования водными биоресурсами;

4) по решению суда;

5) при отказе пользователя водными биоресурсами от использования водных биоресурсов;

6) при ликвидации юридического лица или в связи со смертью гражданина, которым водные биоресурсы были предоставлены в пользование;

7) при возникновении необходимости использовать водные объекты для государственных нужд;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Принудительное прекращение права пользования водными биоресурсами осуществляется в судебном порядке.

Статья 14. Способы защиты прав на водные биоресурсы

Способы защиты прав на водные биоресурсы определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 3. Рыболовство

Статья 15. Объекты рыболовства

1. Перечень видов водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2. Порядок согласования указанного в части 1 настоящей статьи перечня определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Виды рыболовства

1. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство, в том числе прибрежное рыболовство;

2) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

3) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

4) рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

5) любительское и спортивное рыболовство;

6) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (далее – правила рыболовства).

3. Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Федеральный закон 166 О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Настоящий обзор подготовлен заместителем начальника отдела законопроектной и нормативной работы ФГБУ «ФЭПЦ АПК» Шевяковой П.М.

Принятый в июле прошлого года Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», кардинально перерабатывающий сложившуюся систему общественных отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, вызвал широкий резонанс в рыболовецкой отрасли. В настоящей статье мы попытаемся отметить наиболее существенные изменения Закона о рыболовстве, которые вступают в силу в 2018-2019 году.

Обзор информационно-правового характера на тему: «Изменения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, вступающие в силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» в 2018-2019 году»

Изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Закон о рыболовстве) вступают в силу в несколько этапов:

– со дня его официального опубликования (с 4 июля 2016 года);

– с 1 октября 2016 года;

– с 1 января 2018 года;

– с 1 апреля 2018 года;

– с 1 января 2019 года.

Рассмотрим подробнее основные концептуальные положения, входящие в последние три этапа.

Изменения Закона о рыболовстве, вступающие в силу с 1 января 2018 года.

Коренному изменению подлежит статья 30 Закона о рыболовстве, устанавливающая квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, изменения коснулись следующих квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов:

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (промышленные квоты);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (прибрежные квоты);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В будущей редакции общие допустимые уловы водных биологических ресурсов в морских водах, во внутренних водных объектах, а также квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров, ежегодно будут распределяться и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства применительно к следующим видам квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов:

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее – квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства;

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленные Российской Федерации в районах действия международных договоров для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее – международные квоты, предоставленные Российской Федерации);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства (далее – квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах);

квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.

Изменения Закона о рыболовстве, вступающие в силу с 1 апреля 2018 года.

С 1 апреля 2018 года перечни видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море (далее – морские воды), открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Также, при распределении объема общего допустимого улова водных биологических ресурсов применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства вводится повышающий коэффициент 1,2.

Кроме того, с 1 апреля 2018 года в договоре о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в качестве вида рыболовства будут предусматриваться условия осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства. Непосредственно вид рыболовства будет определяться в заявлении, поданном в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

Таким образом, такие виды рыболовства как «промышленное» или «прибрежное» рыболовство с 2019 года будут выступать в качестве режима рыболовства, ежегодно самостоятельно определяемого пользователем.

Также, вступают в силу переходные положения, касающиеся лиц, у которых имеются договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые подлежат изменению с 1 января 2018 года:

Между лицами, срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов которых истекает до 31 декабря 2018 года, будут распределены следующие квоты:

– вводимая квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах будет распределена в долевом соотношении между лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, за исключением промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства истекает до 31 декабря 2018 года, путем заключения с такими лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах на пятнадцать лет;

– доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах будут закреплены за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах истекает до 31 декабря 2018 года, путем заключения с указанными лицами договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутреннем водном объекте на пятнадцать лет;

– доли международной квоты, предоставленной Российской Федерации, закрепляются за лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов истекает до 31 декабря 2018 года, путем заключения с указанными лицами договоров о закреплении доли международной квоты, предоставленной Российской Федерации, не более срока действия такого международного договора или на пятнадцать лет в случае, если такой международный договор заключен на пятнадцать и более лет или является бессрочным.

Договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсовдля осуществления промышленного рыболовства, договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, срок действия которых истекает после 31 декабря 2018 года, подлежат переоформлению в 2018 году.

Изменения Закона о рыболовстве, вступающие в силу с 1 января 2019 года.

Внесены изменения в статью 1 Закона о рыболовстве, корректирующие понятие «прибрежное рыболовство», которое с 1 января 2019 года определяется как предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биологических ресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено Законом о рыболовстве, и выгрузке уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с Законом о рыболовстве.

Читайте также:  Ловля раков: места обитания, снасти, приманки и способы

С 1 января 2019 года увеличивается минимальныйобязательныйпроцент освоения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, распределяемой лицу, осуществляющему промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство до 70 процентов. В случае если добыча (вылов) водных биологических ресурсов осуществляется лицом, имеющим право на такую добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих ему на праве собственности или используемых им на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) или на основании договора фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера) судов рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности лицам, входящим в одну группу лиц с этим лицом, право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов подлежит принудительному прекращению.

Кроме того, перечень оснований для досрочного прекращения права на добычу (вылов) расширен следующими основаниями:

– неосуществление выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в соответствии с требованиями Закона о рыболовстве;

– несоблюдение одного из особых условий договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, указанных в части 3 статьи 7 Закона о рыболовстве;

В соответствии с частью 3 статьи 33.7 Закона о рыболовстве такими условиями являются соблюдение графика строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций или соблюдение графика инвестиций и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.

– переход права на объект инвестиций от лица, с которым заключен договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, к другому лицу путем отчуждения;

– иные случаи, установленные пунктами 2 – 5 части 1, частью 2 статьи 13 и статьей 33.5 Закона о рыболовстве.

Следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 33.5 Закона о рыболовстве договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка (с 2019 года – рыболовного) и договор пользования водными биологическими ресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, а также по требованию органа государственной власти, заключившего такие договоры, в случаях, установленных в договоре.

Таким образом, вводимые положения не в полной мере дифференцируют основания прекращения права на добычу и основания расторжения соответствующего договора. Более того, в статье 33.7 Закона о рыболовстве смешаны основания принудительного прекращения права и такие основания как истечение срока действия права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, соглашение сторон и отказ от права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, которые в соответствии со статьей 13 Закона о рыболовстве принудительными не являются.

Помимо вышеизложенного, понятие «рыбопромысловый участок» заменяется понятием «рыболовный участок», который с 2019 года выделяется для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Для добычи (вылова) анадромных видов рыб рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.

При этом концептуально правовое регулирование данного института остается неизменным.Говоря о рыбопромысловых (рыболовных) участках необходимо отметить следующие положения, касающиеся договоров о предоставлении рыбопромысловых участков:

– договоры о предоставлении рыбопромысловых участка для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве переоформляются в течение двух лет без проведения торгов путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка;

– договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства или прибрежного рыболовства в определенных границах территориального моря Российской Федерации или внутренних морских вод Российской Федерации, за исключением договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства или прибрежного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве, действуют до окончания срока их действия.

Также, лишь с 2019 года вводятся статьи, раскрывающие понятие промышленного рыболовства в морских водах, открытом море и районах действия международных договоров; промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (внутренних водных объектах);прибрежного рыболовства в морских водах и в районах действия международных договоров.

Завершая обзор, следует отметить, что срок вступления в силу тех или иных положений Закона о рыболовстве создает некоторые юридические неопределенности. Например, согласно внесенным изменениям, в 2018 году пользователям следует перезаключить договорыо закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах и договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутреннем водном объекте. Однако нормы, регулирующие данный вид рыболовства (промышленное рыболовство в морских водах, открытом море и районах действия международных договоров; промышленное рыболовство во внутренних водных объектах), раскрывающие его понятие, а также необходимые документы для его осуществления, установлены в нормах, вступающих в силу только в 2019 году. Таким образом, в 2018 году будут заключены договоры на осуществление деятельности, не урегулированной на текущий момент законом.

В целом, сделать всесторонний вывод о стройности и целесообразности вводимой новой системы общественных отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов можно будет уже после вступления в силу указанных изменений, при накоплении необходимого багажа судебной и правоприменительной практики.

При подготовке настоящего обзора были использованы следующие источники:

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».

Новый закон О рыболовстве в Российской Федерации

Ловля рыбы осуществляется в промышленных и личных целях. В промышленных целях предназначается для использования и приготовления ее в питании. В личных целях — это хобби или вид спорта. Чтобы урегулировать эту сферу деятельности, был принят Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Общие положения закона о рыбалке

Федеральный закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был принят Государственной Думой 26 ноября 2004 года, а одобрен 8 декабря того же года.

Закон выполняет следующие цели государства:

  • Учитывает значения водных биоресурсов для последующей их корректировки;
  • Сохраняет водные биоресурсы и разрешает их рационально использовать;
  • Контролирует ценные виды биоресурсов (в том числе вид рыбы, который занесен в красную книгу);
  • Допускает участие граждан и Общественных объединений на законных основаниях в решении вопросов, которые касаются рыболовства и наведения порядка в деятельности по добыче биоресурсов;
  • Учитывает интересы населения, для которых рыболовство является основой существования граждан;
  • Предоставляет информацию о биоресурсах открыто;
  • Регулирует плату за использование водоема частного лица или от государства.
  • Глава 1 — Описывает общие положения;
  • Глава 2 — Перечисляет права на использование водных биоресурсов;
  • Глава 3 — Описывает сферу деятельности (рыболовство);
  • Глава 4 — Раскрывает случаи, когда допускается разрешение на добычу биоресурсов;
  • Глава 5 — Описывает методы управления в сфере рыболовства и сохранности водных биоресурсов;
  • Глава 6 — Раскрывает правильное поддержание среды обитания водных существ;
  • Глава 7 — Перечисляет основные возникающие споры в сфере рыболовства и способы их разрешения.

Также читайте о платной скорой помощи в РФ. Подробнее тут:

Когда и где можно ловить рыбу бесплатно по закону?

В Российской Федерации можно рыбачить бесплатно, если рыбалка проводится на водоемах общего пользования и в период, когда она по закону не запрещена. Существует ряд критериев, которые описывают места, сроки, способы ловли и виды рыб. Если нарушить один из них, то любой рыболов превращается в браконьера.

О последних изменениях в Федеральном законе 416 написано здесь:

Рыбалка запрещена:

  • В заповедниках;
  • На предприятиях, основная цель которых — добыча рыбы для промышленной переработки;
  • На расстоянии менее 500 метров от гидротехнических сооружений (мосты, шлюзы и т.д).

Если территория, которая прилегает к водоему — частная, а сам водоем взят в аренду физическим или юридическим лицом, потребуется получить разрешение владельца на рыбалку.

Федеральный закон №73 читайте здесь:

Рыболовы-любители могут использовать такие инструменты как:

  • Спиннинги;
  • Фидеры;
  • Поплавочные удочки;
  • Крючки и жерлицы;
  • Донные удочки.

Количество инструментов — не более 5 одновременно на одного человека. Другие снасти разрешены в том случае, если количество закрепленных на них крючков — не более 10 шт.

Законом строго запрещены следующие виды инструментов:

  • Электрошокеры;
  • Электроудочки;
  • Пневматическое оружие;
  • Огнестрельное оружие;
  • Токсичные смеси;
  • Взрывчатки.

На лодке (на веслах или моторной) не везде разрешается рыбалка. Каждый регион Российской Федерации относительно этого правила может выдвигать свои условия.

В некоторых регионах РФ (Дальний Восток, Сибирь) допускается использование сетей. Но для этого потребуется получить разрешение в Федеральном агентстве по рыболовству. После получения разрешения на каждую сеть наносится специальная маркировка с информацией о владельце.

Ловить рыбу можно в течение всего года. Исключением является нерест. У каждого вида рыбы разный период нереста. Влияющие на этот феномен факторы: погода и другие условия. Точные данные о запрете рыбалки уточняются и устанавливаются региональными властями.

Когда можно ловить рыбу на спиннинг?

На спиннинг, как и на обычную удочку с поплавком, запрет наступает тогда, когда и нерест у конкретного вида рыбы. В разных регионах РФ весной нерест наступает в разное время года. Поэтому если отправиться на рыбалку весной, то желательно заранее уточнить временные рамки.

Ловить рыбу запрещено даже с берега именно потому, что щука очень близко подходит к нему, начинает активно теряться и питаться всем подряд.

Меры наказания

Рыбалка во время нереста строго запрещена. Если это правило будет нарушено, штраф может составить до 300 тысяч рублей. Если манипуляции рыбака нанесли серьезный ущерб водоему и водным биоресурсам, предусматривается уголовная ответственность.

Сотрудники Федерального агентства вправе проверить не только документы рыболовов, но и досматривать личные вещи граждан, транспортные средства. В случае нарушения добыча и инструменты ловли рыбы изымаются, при этом дополнительно выписывается штраф

Скачать текст закона о рыболовстве

Закон о рыболовстве распространяется на внутренние водоемы Российской Федерации, включая внутренние морские воды. Чтобы проанализировать закон № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» более детально, скачать его можно по ссылке.

Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ/Глава 2

← Глава 1Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» — Глава 2Глава 3 →

Содержание

Глава 2. ПРАВА НА ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ [ править ]

Статья 10. Право собственности на водные биоресурсы [ править ]

1. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводнённых карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности.

3. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 11. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов [ править ]

1. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и находящиеся под контролем иностранного инвестора, не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

Статья 12. Ограничения права на добычу (вылов) водных биоресурсов [ править ]

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов [ править ]

1. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается:

1) по истечении срока действия права на добычу (вылов) водных биоресурсов;

2) по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, и уполномоченным органом государственной власти;

3) при отказе лица, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, от права на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов;

4) при ликвидации юридического лица или в связи со смертью гражданина, которым водные биоресурсы были предоставлены в пользование;

5) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях, если:

1) возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд;

2) добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объёме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот;

3) лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего был причинён крупный ущерб водным биоресурсам, исчисляемый в соответствии со статьёй 53 настоящего Федерального закона;

4) лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, не осуществило доставку уловов водных биоресурсов в морские порты Российской Федерации, а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в иные места доставки в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона;

Читайте также:  Узел восьмерка: как вязать, четыре подробных схемы

5) лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, в течение календарного года без проведения согласования в установленном порядке осуществляло прекращение на сорок восемь и более часов работы технических средств контроля, предусмотренных статьёй 19 настоящего Федерального закона;

7) лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, находилось под контролем иностранного инвестора до получения таким лицом указанного права;

8) лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, не осуществило выгрузку уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, а также рыбной и иной продукции, произведённой из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

9) имеются основания для досрочного расторжения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, указанные в части 4 статьи 33.7 настоящего Федерального закона;

10) добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется лицом, имеющим право на такую добычу (вылов) водных биоресурсов, в течение двух лет подряд в объёме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, распределённой этому лицу, на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих ему на праве собственности или используемых им на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) или на основании договора фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера) судов рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности лицам, входящим в одну группу лиц с этим лицом. Порядок представления сведений о группе лиц и сведений о переходе прав в группе лиц на рыбопромысловые суда, принадлежащие на праве собственности или используемые на основании договора финансовой аренды (договора лизинга), для получения права на добычу (вылов) водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;

11) лицо, имеющее право на добычу (вылов) водных биоресурсов, не зарегистрировано на территории прибрежного субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 20 настоящего Федерального закона.

3 — 4. Утратили силу.

5. Принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 части 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Способы защиты права на добычу (вылов) водных биоресурсов [ править ]

Способы защиты права на добычу (вылов) водных биоресурсов определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 14.1. Защита конкуренции в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов [ править ]

1. Не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путём создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

3. Государственный контроль за экономической концентрацией в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 14.2. Признаки нахождения юридического лица под контролем иностранного инвестора [ править ]

Юридическое лицо (контролируемое лицо) считается находящимся под контролем иностранного инвестора (контролирующее лицо) при наличии одного из следующих признаков:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, либо более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов общего числа членов кооператива или участников хозяйственного товарищества;

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица;

5) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, либо менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов членов кооператива или участников хозяйственного товарищества — при условии, что соотношение количества голосов, которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) хозяйственного общества, либо количества голосов, принадлежащих другим членам кооператива или участникам хозяйственного товарищества, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ. Действующий.

(выборочно для любительского и спортивного рыболовства)

1. Основные понятия

Водные биологические ресурсы (водные биоресурсы) – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

Добыча (вылов) водных биоресурсов – изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

Рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

Любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;

3. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Рыболовство

16. Виды рыболовства

Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

  • любительское и спортивное рыболовство;
  • рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

Рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Устанавливаются следующие рыбохозяйственные бассейны:

  • Азово-Черноморский;
  • Байкальский;
  • Волжско-Каспийский;
  • Восточно-Сибирский;
  • Дальневосточный;
  • Западно-Сибирский;
  • Западный;
  • Северный.

Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

24. Любительское и спортивное рыболовство

Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.

На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства).

26. Ограничения рыболовства

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства:

  • запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;
  • минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов;
  • виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов;
  • периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

28. Общий допустимый улов водных биоресурсов

Общий допустимый улов водных биоресурсов и перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

43.1 Правила рыболовства

Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В правилах рыболовства устанавливаются:

  • виды разрешенного рыболовства;
  • параметры и сроки разрешенного рыболовства;
  • ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов;
  • суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

43.3 Права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать рыбопромысловые участки, места добычи водных биоресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проверки соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу водных биоресурсов, выделенных квот и рекомендуемых объемов, общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, документов, подтверждающих законность уловов водных биоресурсов;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
  • предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушений обязательных требований.
  • запрашивать у граждан в целях проверки документы на право вылова водных биоресурсов;
  • задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;
  • производить досмотр транспортных средств, орудий добычи водных биоресурсов, личных вещей граждан;
  • изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи, транспортные средства, а также соответствующие документы.
  • Хранение, ношение и применение боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющие государственный надзор, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду. Образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, порядок ношения форменной одежды утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

48. Рыбоохранные зоны

В целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.

49. Рыбохозяйственные заповедные зоны

Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.

В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно.

52. Ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

Лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

54. Изъятие незаконно выловленных водных биоресурсов и орудий незаконной добычи

Незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

56. О зонах с особыми условиями использования территорий, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Береговые охранные зоны, заповедные зоны, водоохранные зоны водных объектов рыбохозяйственного назначения и иные зоны с особыми условиями использования территорий, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в целях сохранения водных биоресурсов признаются рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
20 декабря 2004 года
N 166-ФЗ

Настоящий закон является “рамочным” т.е. устанавливающим границы и критерии для выработки более конкретных нормативных актов органами исполнительной власти – министерствами и ведомствами. В частности, за рыболовство отвечает Министерство сельского хозяйства РФ.

Контакты:

По вопросам размещения материалов, обращайтесь по адресу:

Добавить комментарий